Движение – жизнь

Движение – жизнь. Об истории контрапоста в скульптуре

Скульптурная традиция насчитывает многовековую историю. Во многом скульптура развивалась стремительнее живописи и, несомненно, самый колоссальный скачок совершила во времена античности. В целом скульптурная традиция проходила путь от статики к движению и настоящим прорывом стало изобретение и применение контрапоста в скульптуре древней Греции. Контрапост (от итал. contrapposto — «противоположность») — приём изображения фигуры в искусстве, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Допустим, верхняя часть корпуса изображена фронтально, а нижняя в повороте, или наоборот. Или же опора фигуры сосредоточена на одной ноге, в то время как другая свободна, хотя и не отделяется от подножия.). Благодаря этому приему общий ритм фигуры приобретает динамику, усиливается трёхмерность форм тела, более реалистично передается напряжение и движение фигуры, не нарушая при этом равновесия форм.

Контрапост является чрезвычайно важным моментом в развитии скульптуры, ведь его появление означает, что впервые в западном искусстве человеческое тело используется для выражения психологического состояния. Мотив контрапоста или «мотив свободного шага» впервые появляется у греческого скульптора Поликлета, мастера дорийской школы второй половины V века до нашей эры.

 Поликлет, «Диадумен»
Поликлет, «Диадумен» (оригинал не сохранился)

Новый мотив свободного шага, изобретённый Поликлетом, на первый взгляд как будто незначительный, на самом деле отражается на всём теле статуи и наполняет её совершенно новым ритмом: правая и левая стороны тела в коленях и в бедрах оказываются на разной высоте, но для сохранения равновесия тела плечи находятся в противоположном отношении, то есть если правое колено выше левого, то правое плечо ниже левого. В результате вертикальная ось тела (тысячелетиями остававшаяся абсолютно прямой) начинает изгибаться. В дальнейшем этот приём становится излюбленным мотивом античной скульптуры, достигающем своего апогея в отчаянной тоске и пафосе скульптурной группы «Лаокóон и его сыновья», созданной уже в I веке нашей эры греческими ваятелями Агесандром, Полидором и Афинодором.

 Лаокаон и его сыновья
Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор, «Лаокоон и его сыновья»

Формула контрапоста была возрождена в эпоху итальянского Ренессанса в работах таких мастеров, как Донателло и Леонардо да Винчи, а затем Микеланджело, Рафаэль, а также других художников Высокого Возрождения. Контрапост стал пониматься в расширенном смысле: не только как противопоставление элементов человеческого тела, но как принцип максимального контраста, необходимый для достижения разнообразия. Крайним выражением ренессансной идеи контрапоста является тип «змеевидной» фигуры (figura serpentinata), появившийся в творчестве Микеланджело и распространившийся в скульптуре и живописи маньеризма.

 Микеланджело Буонарроти, «Давид»
Микеланджело Буонарроти, «Давид»

Контрапост был и остаётся одним из основных приёмов в скульптуре. Его продолжают использовать современные скульпторы, однако зачастую уже не только ради динамичности и реалистичности скульптуры, но и для выражения идеи произведения. Ярким примером использования контрапоста в современной скульптуре можно считать проект памятника Александру Башлачёву авторства Марии Ивановой-Очерет. В нём автор, используя классический приём, наполняет смыслом всё произведение. Фигура здесь представлена в сложном ракурсе – герой поднимается по лестнице, во время движения как бы поворачиваясь лицом к зрителю. Согласно принципу контрапоста, динамичность фигуры уравновешивают противопоставленные линии плеч и бёдер, создавая ощущение устойчивости и естественности позы. Но, как уже было сказано выше, такое композиционное решение выбрано отнюдь не только из-за декоративных достоинств. В данном случае винтовая композиция контрапоста призвана создать эффект подъёма скульптуры, стремления вверх и напрямую связана с символом лестницы, также присутствующей в работе. Лестница в искусстве как правило символизирует связь с небом, высокими материями. Это значение происходит ещё из библейских приданий. И, безусловно, мы можем утверждать, что оно используется и в данной скульптуре. Сам автор в интервью информационному агентству «Невские новости» говорит о своей работе: «О Башлачёве есть выражение «вертикальный взлёт». Мне оно понравилось. А я сделала вертикальный подъём. Я считаю, что его жизнь – это проход вверх. Он стремился туда – к небу, к Богу, это основная тема его произведений».
Несомненно, такой подход означает переход контрапоста из категории технических приёмов изображения сиюминутного физического и психологического состояния человека, в область глубокого смыслового наполнения и символизма. Таким образом современная скульптура продолжает развивать и переосмыслять наследие старых мастеров, берущие свои истоки ещё во времена античности.

искусствовед К.И. Подлипенцева