История детского портрета

Портрет, то есть изображение человеком человека, можно назвать одним из самых интересных жанров живописи. За свою долгую историю, начавшуюся ещё в первобытное время, этот жанр претерпел колоссальные изменения, пережил взлёты и падения популярности, прошёл как через различные стили, так и через различные смысловые наполнения самого явления рукотворного изображения человека.

О всей истории портретного жанра мы уже говорили в одной из предыдущих статей. На этот раз уделим внимание теме чуть более узкой, но всё ещё крайне обширной – истории детского портрета.

Бегло пролистав некоторые материалы на эту тему от интернет-статей до докторских диссертаций я столкнулась со странным явлением – во всех просмотренных мной текстах истоки детского портрета находят во времена Возрождения или, в крайнем случае, Средневековья. Справедливости ради диссертации из этой статистики я бы исключила – они пишутся по конкретному, зачастую довольно узкому историческому периоду. Но что же с более «лёгкими» публицистическими статьями? Что ж, их авторы по-своему правы: как мы рассказывали в прошлой статье про историю портрета в целом – жанр в его классическом виде, используемом по сей день, сформировался как раз в эпоху Возрождения. Соответственно, и детский портрет берёт своё начала во времена прекрасного Ренессанса, верно?


 

рельеф Эхнатон с  дочерьми

рельеф Эхнатон с  дочерьми

 

 

Верно, да не совсем. Как мы уже знаем, изображения человека появились в искусстве задолго до гениальной «Моны Лизы». И пусть этим изображениям ещё только предстояло проделать большой путь до привычных нам полотен – отрицать их существование и влияние на искусство в целом мы не можем. Вооружимся этими знаниями и предположим, что и изображения детей имеют отнюдь не детский возраст.

К сожалению, понять степень зрелости героев первобытной наскальной живописи мы вряд ли сможем, так что оставим её в стороне. Но вот уже начиная с Древнего Египта изображения детей даже неподготовленный зритель опознает достаточно точно. Самый яркий пример – так называемый Амарнский период, время правления фараона Эхнатона.

 


 

В искусстве в тот момент появляется множество доселе невообразимых вещей, в том числе и первое «неформальное» изображение фараона в кругу семьи. Наибольшую известность получили несколько каменных пластин с рельефами, на которых царственная семья предстаёт в полном составе – к живописи они отношения не имеют, однако стоит учесть, что скульптура в Древнем Египте развивалась куда активнее. Тем не менее, сохранилось и живописное изображение дочерей фараона на стене Ахетатонского дворца – чем не детский портрет?

 Фреска с дочерьми Эхнатона

 Фреска с дочерьми Эхнатона.


 

За примером уже чуть более классического портрета перенесёмся в Египет более поздний, в оазис Фаюм. Фаюмские портреты, хоть и найдены в Египте, всё же больше относятся к античному искусству – создавали их древние римляне, жившие в египетской провинции. Эллины, обосновавшиеся в Египте в период 1 века до н.э. - 3 века н.э., использовали такие портреты в своём погребальном культе – они помещались на крышке саркофага. На данный момент известно 800 фаюмских портретов, и среди них встречаются детские.

Фаюмские портреты

Фаюмские портреты


 

В христианское Средневековье произошёл забавный парадокс – темы для детских портретов сузились буквально до нескольких персонажей, но в целом изображения детей стали появляться в живописи куда чаще. Разгадка простая – основным заказчиком произведений искусства на тот момент становится церковь. А церковь среди детей на иконах желала видеть прежде всего младенца Иисуса и, возможно, еще нескольких детей из библейских сюжетов. Небольшой простор для фантазии живописца, зато этих самых икон писалось великое множество. 

 Барнаба да Моден. Мадонна с младенцем

Барнаба да Моден. Мадонна с младенцем


 

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери

 

 

 

 

 

В России этот период носил те же черты, за исключением небольших отличий в иконографии – в православии был принят византийский канон. Зато продержался он на нашей родине значительно дольше, чем в Европе, где уже к XIV веку начинает расцветать Ренессанс. На Руси же вплоть до XVII века практически единственным сюжетом с изображением ребёнка был образ Богоматери с младенцем Иисусом на руках. Впрочем, даже на таких иконах Иисус ― не ребенок, а образ маленького святого, который написан, как уменьшенный взрослый.


 

Рафаэль. Сикстинская мадонна

Рафаэль. Сикстинская мадонна

 

 

 

 

 

Возрождение стало переломным этапом для всего искусства в целом. Смена мировоззрения поставила в центр мира человека, и жанр портрета резко начал набирать популярность. Конечно, количество Мадонн с младенцами не сильно сократилось, взять хотя бы полотна Рафаэля.


Леонардо да Винчи. Рисунок

Леонардо да Винчи. Рисунок

 

 

 

Но список сюжетов значительно расширился, а стремления к реализму у художников прибавилось. Именно в это время портрет окончательно формируется как самостоятельный жанр. Среди изображений детей этого периода необходимо особо отметить графику – прекрасные рисунки Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Рафаэля до сих пор копируют студенты художественных учебных заведений.


 

Живописный детский портрет эпохи Возрождения имеет два типа композиции: либо ребенка изображали со взрослыми, либо его изображение было единичным и выполнялось как на "взрослом" портрете поясной композиции. Мастером портрета был итальянский живописец Агноло Бронзино, дети на его полотнах изящны и непосредственны. Особенно великолепна галерея портретов детей Медичи.

 Агноло Бронзино. Портрет Элеоноры ТоледскойАгноло Бронзино. Портрет Биа Медичи, дочери Козимо Медичи

                                                  Агноло Бронзино. Портрет Элеоноры Толедской.                   Агноло Бронзино. Портрет Биа Медичи, дочери Козимо Медичи.


 

Со времён Возрождения и по сей день портрет – один из наиболее востребованных жанров живописи. Заказчики картин хотели увековечить свой образ. Сами художники искали источник вдохновения в сложной и уникальной натуре человека. Так или иначе, жанр продолжает процветать. И детский портрет – не исключение. Самые громкие имена художников XVII века (да и всей истории искусств в целом) встают в ряд наших сегодняшних гостей. Детские портреты писали Рембрандт – непревзойдённый мастер психологизма и Рубенс – удивительный колорист, тонко подмечающий все прелести человеческого тела.

Рембрандт. Портрет мальчика.Рубенс. Портрет Клары Серены Рубенс.

                                                                         Рембрандт. Портрет мальчика.                                                    Рубенс. Портрет Клары Серены Рубенс.


 

Отдельного упоминания заслуживает испанский художник-портретист Диего Веласкес, известный многим своими детскими портретами испанской инфанты.

Диего Веласкес. Инфанта Маргарита.Диего Веласкес. Инфанта Маргарита в голубом.

                                                         Диего Веласкес. Инфанта Маргарита.                         Диего Веласкес. Инфанта Маргарита в голубом.


 

Нарышкина с девочками.

Нарышкина с девочками

 

 

 

 

В XVII веке начинают происходить изменения и в русском искусстве. Помимо традиционных икон художников начинают интересовать реальные лица. Сначала это лишь важные «персоны». Именно от этого слова ведет происхождение «парсуна» ― портрет личности, не являющейся святым. Парсун с изображением детей немного, и дети на них по-прежнему выглядят как «уменьшенные» взрослые. Однако русская художественная школа начинает двигаться в сторону реализма.

 


 

Зато в XVIII веке, веке Романтизма, Россия начала догонять европейские художественные школы. Большое влияние на русское искусство оказал художник Луи Каравак – уроженец законодательницы мод Франции. Художник с 1716 года проживал в России. Создал портреты монархов и несколько прелестных детских портретов.

 Луи Каравак. Портрет Петра Алексеевича и Натальи Алексеевны.

 Луи Каравак. Портрет Петра Алексеевича и Натальи Алексеевны.


 

Русские живописцы быстро переняли мастерство своих иностранных коллег, и уже в конце XVIII-начале XIX веков свои великолепные детские портреты писали Левицкий и Боровиковский.

 Дмитрий Левицкий. Портрет Великой княгини Елены Павловны.Владимир Боровиковский. Портрет А.Безбородько с дочерьми.

Дмитрий Левицкий. Портрет Великой княгини Елены Павловны.       Владимир Боровиковский. Портрет А.Безбородько с дочерьми.


 

Впрочем, XIX век стал временем экспериментов и для европейских художников. Рождаются целые новые течения. Самое известное и узнаваемое из них – импрессионизм. И он подарил нам целую галерею потрясающих своей искренностью образов: яркие и наивные детские портреты Писсарро, невесомые картины Моне, пышные полотна Ренуара…

 

Камиль Писсарро. Портрет Жанны.Пьер Огюст Ренуар. Ребёнок с кнутом.

 

                                                                           Камиль Писсарро. Портрет Жанны.                                        Пьер Огюст Ренуар. Ребёнок с кнутом.


 

Поль Гоген. Портрет детей.

Поль Гоген. Портрет детей.

 

 

 

Начало XX века принесёт с собой ещё больше разнообразия – постимпрессионизм, фовизм, экспрессионизм, кубизм и другие новаторские течения захлестнут художественное пространство.

 


 

Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией

Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией

 

 

 

 

 

В России XIX век также был отмечен небывалым подъёмом искусства - “золотой век” русской культуры, прекрасная александровская эпоха и пышные портреты Брюлова с детьми, укутанными в шёлковые наряды.


 

Чуть позже, к концу столетия, помпезность парадных портретов постепенно сходит на нет. Красота дорогих тканей и драгоценностей уступает место красоте повседневной жизни и насущных проблем. Заметно это и в изображениях детей. Как разительно отличается «Рыбачка» Репина от слепящего блеска портретов, создававшихся всего на 30 с небольшим лет раньше. Наступает эпоха критического реализма, безжалостно вытаскивающая на свет тяжелые судьбы обычных людей – детей, родившихся не в шёлковых пелёнках. Одним из самых ярких примеров стала знаменитая «Тройка» живописца Василия Перова.

 Илья Репин. Нищая девочка-рыбачка.Петров. Тройка.

                     Илья Репин. Нищая девочка-рыбачка                                                                                          Петров. Тройка


 

Последние десятилетия XIX принесли в русское искусство ещё больше разнообразия – от импрессионистичной «Девочки с персиками» Серова до сказочного романтического образа «Алёнушки» Васнецова.

Серов. Девочка с персиками.Васнецов. Алёнушка.

             Серов. Девочка с персиками.                                                                                             Васнецов. Алёнушка.


 

Малевич Девушка с гребнем в волосах.

Малевич Девушка с гребнем в волосах.

 

 

 

 

Рубеж веков и новое XX столетие открыли дорогу новым экспериментам в изобразительном искусстве. Настолько обширным, что это тема для отдельной статьи.

 


 

Однако один вывод мы уже абсолютно точно в праве сделать – история детского портрета насчитывает многие столетия. И, несмотря на это, детский портрет по прежнему остаётся актуальной темой в искусстве. Каждый художник ищет свои методы, раскрывает свои темы, привносит в жанр нечто новое. В жанре детского портрета работает и современная петербургская художница Мария Иванова-Очерет. При чём дети у неё становятся как персонажами классических портретных композиций, так и камерных сюжетных картин.

Мария Иванова-Очерет. Чаепитие. 2011

Мария Иванова-Очерет. Чаепитие. 2011

 

Художница очень тонко чувствует неуловимую атмосферу детства: игра в солдатики, предвкушение новогоднего чуда, прятки в саду, первые рисунки – это всё детство, и у каждого оно своё. Но любой человек сможет найти в этих картинах что-то такое, от чего в сердце на минутку станет теплее.


Ксения Подлипенцева, искусствовед