Краса давно минувших дней

История женского портрета в древности

 

Во все времена одним из главных предметов искусства был человек. Искусство не может существовать без положительного героя, образца для подражания. В мировой истории искусств мы постоянно встречаемся с воплощением представлений о главных достоинствах личности, меняющихся из века в век. И, пожалуй, ярче всего эти изменения прослеживаются в женском портрете.

История портретной живописи и скульптуры позволяет нам проследить не только смену стилей и направлений, но и перестановки в самом сознании людей. Ведь от того, как мы смотрим на себя, зависит наш взгляд на мир. Окунёмся же в историю и попробуем "примерить" точки зрения художников, живших много лет и столетий назад.

Начнём, как обычно, с древности. Стоит признать, что в большинстве древних цивилизаций изображения людей не носили портретный характер. Конкретные личности узнавались, скорее, благодаря различным символам, а не за счёт внешнего сходства с реальным прототипом. На этом фоне выгодно выделяется искусство Древнего Египта, которое, пусть и по религиозным причинам, но тяготело к реалистическим изображениям. Правда, живопись так и не получила в Египте широкого распространения, оставаясь прежде всего декоративным решением стен, зато скульптура достигла невероятных высот.


 

Бюст Нефертити

Бюст Нефертити

 

 

Говоря о женском портрете, мы обязаны обратить внимание на знаменитый бюст красивейшей женщины всего Древнего мира. Речь, конечно же, о легендарной Нефертити, царице Египта и супруги фараона Эхнатона (который также внёс свою лепту в историю искусства, но об этом как-нибудь в другой раз). Бюст Нефертити - один из великолепнийших образцов египетского искусства эпохи Среднего Царства.

 


 

Скульптор превосходно передал черты лица молодой женщины, смотрящей на зрителя с лёгкой улыбкой, как будто собирающейся заговорить с ним. В этом портрете человека, жившего задолго до нашей эры, прекрасно видна не только красота, но и ясный ум и сильная воля царицы, которая была соправительницей своего амбициозного супруга.

Бюст Нефертити

 

 Кстати, одна из причин, почему египетские скульптурные портреты выглядят "живыми" даже спустя тысячи лет - обычай инкрустировать глаза скульптуры стеклом. К сожалению, в бюсте Нефертити инкрустрация сохранилась только у одного глаза, но мы легко можем представить, как это произведение искусство выглядело в свои лучшие дни.


 

Нередко возникает вопрос, насколько реалистично это изображение? Не поддался ли скульптор соблазну идеализировать царицу Египта, превратив портрет в абстрактный женский образ? Что ж, возможно отчасти так и было. Однако, до наших дней дошло ещё одно изображение Нефертити, уже более позднее, времён правления сына Нефертити - Тутанхамона.

Скульптура Нефертити

Скульптура Нефертити

 

 

Здесь героиня изображена уже в полный рост и, что важно, уже не в такой превосходной форме. Мы видим перед собой женщину в возрасте, на лице которой залегли морщины. Улыбки уже нет - уголки рта опущены вниз, брови тяжело сведены к переносице. Тело некогда прекраснейшей из женщин увядает, но в суровом, немного усталом лице мы видим проблески всё той же сильной волевой личности, давным-давно ушедшей из этого мира.

Что ж, раз автор этого изображения не постеснялся детально передать внешность стареющей царицы, то можно предположить, что и первый скульптурный портрет Нефертити был весьма близок к оригиналу.

Скульптура Нефертити


 

Оставим на этой ноте Древний Египет и поговорим о другой древней цивилизации - минойской. Минойская или крито-минойская цивилизация существовала во II тысячелетии до н.э., с центром на острове Крит. Это первая великая цивилизация на европейской почве, предшественница культуры античной Греции. Отличительной особенностью минойской культуры можно считать почти полное отсутсвие изображений военных действий или другого насилия - и это не смотря на мифы о жестоком царе Крита Миносе.

 

Судя по изобразительному искусству самих минойцев, они были изящными и жизнерадостными людьми. Длинные волосы носили и мужчины, и женщины, но женщины оформляли их особенно разнообразно, укладывая локонами и завитками. Также женщины носили длинные и пестрые юбки с оборками и лифы, которые оставляли обнаженными руки и грудь - эти богато украшенные костюмы выписывались на минойских фресках особенно тщательно. Было найдено множество таких ярких "праздничных" фресок, и некоторые из них стали жертвами любопытного археологического юмора. Самый яркий пример - знаменитая "Парижанка".


Критская Парижанка

Критская Парижанка

 

 

Портрет молодой критской девушки с вычурной прической жрицы, конечно никакого отношения к жительницам Парижа не имеет, однако именно в прическе открывший её археолог углядел схожесть с тогдашней парижской модой и окрестил фреску "Парижанка". И в некотором роде был прав - неизвестный художник явно запечатлел местную модницу. Красочные детали костюма, внимание к причёске, ярко накрашенные губы - всё это говорит о попытке передать красоту реальной живой женщины. В минойском искусстве уже нет строгих религиозных требований к максимально реалистичной передаче внешности, как это было в Египте. Художник пишет красивую женщину просто потому, что восхищается красотой человеческого тела и желает запечатлеть её. Во многом такой подход предрекает последующее искусство Античности, а в особенности Древней Греции.


 

И именно Античностью мы завершим наше сегодняшнее погружение в историю. Греческое искусство оказало сильнейшее влияние на всю европейскую культуру. По сей день греческая скульптура является классическим образцом и прекрасным инструментом для изучения художниками анатомии. И конечно же все множество раз слышали про греческий канон красоты - "золотое сечение". Вот только во-первых, сам термин и точные математические параметры "золотого сечения" появились значительно позже - по некоторым данным аж в XIX веке. А во-вторых, идеалы греческой красоты несколько разнообразнее, чем принято считать.


 

Венера Милосская

Венера Милосская

 

 

Начать всё же следует с наиболее классического примера - Венеры Милосской с её "идеальными параметрами" - рост 164 см, а объемы груди, талии и бедер соответственно - 86, 69 и 93 см. 

 

Безусловно, эту скульптуру можно с полной уверенностью назвать шедевром мирового искусства. Однако, стоит отметить, что создана она была сравнительно недавно - между 130 и 100 годами до нашей эры. В то время завоевания Александра Македонского способствовали распространению греческой культуры далеко за пределами Эллады. Отныне непосредственными соседями Греции стало множество различных народов. Это принесло новый реализм в искусство того периода. Художники стали отдавать предпочтение изображению различных граней человеческой природы. Даже лицам статуй богов теперь придавали черты реальных людей. Существует расхожее предположение, что знаменитую Венеру скульптор ваял с одной из гетер - древнегреческих "жриц любви". По современным меркам предприятие сомнительное, однако для греческой богини любви такая натурщица подходила (по крайней мере по мнению самих греков).

 


 

Однако не стоит забывать, что древнегреческое искусство процветало ещё задолго до создания Венеры Милосской. Безусловно, греческие авторы превыше всего ценили физическую красоту человеческого тела (считая, что в прекрасном теле и дух будет прекрасен). Тем не менее, эта физическая красота могла принимать разные формы. Например, знаменитая статуя Кора Лионская, датируемая 540 годом до н.э., представляет нам совсем другое восприятие женского тела.

Кора Лионская

Кора Лионская

 

 

Это по-прежнему красивая юная девушка, но с развитой мускулатурой и широкими плечами, подходящими для атлета. Черты женственности выражены не так ярко, как у Венеры, при этом сохраняется анатомическая точность. Статичная фигура, развёрнутая в анфас, как будто пышет силой и здоровьем. Правда, лицо девушки можно назвать застывшим - оно изображено спокойным, с архаической улыбкой на устах. Это особый тип улыбки в греческом искусстве был призван показать, что предмет изображения - живой. Хоть такая улыбка и выглядет несколько ненатурально - она является свидетельством поиска греческими скульпторами способа реалистичной передачи мимики.

 


 

Афина Парфенос

Афина Парфенос

 

 

 

Ещё один известнейший женский скульптурный портрет в греческом искусстве - Афина Парфенос. 

 

Скульптура работы легендарного мастера Фидия, созданная приблизительно в 447-438 годах до н. э., к сожалению не сохранилась. Нам она известная по описаниям и копиям. Тем не менее, мы в состоянии оценить этот шедевр. Фигура также развёрнута в анфас, что придаёт ей монументальности, но вместе с тем не статична - одна нога богини согнута в колене, как будто она в любой момент готова сойти с пьедестала и шагнуть к зрителю. Как и в предыдущем случае все анатомические детали сохраняются, однако на женственности акцент не делается. Афина - прежде всего грозная воительница, предстающая перед зрителем со щитом и копьём в руке (любопытно, что этот образ внезапно вновь обретёт популярность аж в конце XIX). Сомнительно, что древнегреческий скульптор мог придать изображению богини, в существовании которой он не сомневался, не идеальные или попросту некрасивые черты. Следовательно, данная скульптура вполне может выражать собирательные представления греков о красоте человеческого тела.

 

Скульптура установлена на вершине Акрополя, в главном храме,  — Парфеноне, и должна была производить на молящихся неизгладимое впечатление: одежды Афины покрывало чистое золото, а кожа была отделана слоновой костью. Лицо и элементы одежды раскрашивали яркими красками, что добавляло образу богини реалистичности. В наши дни создано несколько реконструкций этого произведения античного искусства. 

 

Одна из лучших, выполненная в оригинальном размере, представлена в афинском национальном археологическом музее. И даже по современным меркам выглядит она весьма внушительно - стоя перед такой статуей несложно поверить в божественное происхождение героини.


 

Напоследок упомянем о более приземлённых образах, лишённых какой-либо "божественности", но тем не менее весьма оригинальных. Существует целый тип древнегреческих скульптурок из металла, создававшихся в Лаконии (область Спарты) приблизительно с начала шестого века до н.э.

Эти необычные статуэтки получили название "Спартанская атлетка". Конечно, в мастерстве спартанские скульпторы уступает афинским, всё-таки в Спарте искусство ценилось не так высоко. Практичные спартанцы, видимо, не признавали бесполезных вещей, так что даже эти статуэтки имели утилитарное назначение - например использовались как декоративные ручки сосуда. Тем не менее, сохраняется внимание к человеческой анатомии, особенно тщательно мастер разрабатывает мускулатуру. К тому же скульптору удаётся передать динамику, мы отчётливо видим, что изображаемые девушки бегут.

Спартанская Атлетка


 

Впрочем, о персонализации здесь говорить не приходится - это абсолютно абстрактные образы. Тем не менее они несут важную информацию: какой видели идеальную женщину в Спарте. Ответ, пожалуй - сильной, выносливой, с прекрасно развитым телом, но телом не аморфно-прекрасным, а закалённым усердными тренировками. Что неудивительно, учитывая древнегреческий культ физической культуры.

 Спартанская Атлетка


 

Мы разобрали несколько примеров искусства Древнего мира и Античности и выяснили, что, во-первых, по женским портретам можно составить представление об идеале красоты эпохи, а во-вторых, что эти идеалы зачастую не так очевидны, как нам кажется.

А о последующих за этим веках и их канонах красоты поговорим как-нибудь в следующий раз.