Маскарад сюрреализма в картине "Коломбина и петух"

Маскарад сюрреализма в картине «Коломбина и петух»

Коломбина и петух
"Коломбина и петух". Мария Иванова-Очерет

Какие тайны может открыть зрителю картина «Коломбина и петух»? Для начала, подробно разберём сюжет картины.
С холста на нас смотрит молодая красивая девушка в ярком маскарадном наряде. За спиной у неё мраморная статуя, чью позу коломбина повторяет с некотором кокетством. Мы даже доподлинно можем определить место действия – Инженерный замок (к слову, один из самых мистических и таинственных дворцов Петербурга). А где же второй герой картины, указанный в названии? Его замечаешь не с первого взгляда. Петух здесь, несомненно, абсолютно сюрреалистичный, появляющийся одновременно в двух углах картины: правом верхнем и левом нижнем, как будто переходя из одного в другой.

Кроме того, петух также один из древнейших символов. В основе мифологического образа этой птицы в большинстве традиций — его связь с солнцем, подобно которому петух «отсчитывает» время, возвещая о начале дня. Но петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня. Согласно народным поверьям, ночные призраки исчезают с первым криком петуха. Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху, прослеживается с древнейших времен, он был широко распространен на Ближнем Востоке. Мотив петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Подобно солнцу, петух связан также с подземным миром. С петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. Широко представлены представления о двойственном характере птицы. Тема петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса: жизнь — смерть — новое рождение. В целом, в символике двуприродности петуха значимо противопоставление петухов по цвету: светлый, красный петух связывается с солнцем, огнём, а чёрный — с водой, подземным царством. Также нельзя забывать о устоявшемся образе петуха как символа мужественности, мужского начала.

На рассматриваемой картине мы встречаемся именно с чёрным петухом, что, как мы теперь понимаем, отсылает к подземной природе этой птицы. Но несмотря на это, общая атмосфера картины не производит гнетущего впечатления, напротив – её можно назвать яркой и в чём-то даже шутливой, озорной. Соседство коломбины с петухом добавляет сюжету некоторую сказочность, театральность. Например, на память сразу приходит сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Но даже в этой детской истории сохраняется прямая и прочная связь между чёрной курицей (или петухом) и подземным миром, который традиционно трактуется в искусстве, как царство мёртвых.

Так в чём же загадка картины «Коломбина и петух»? Прежде всего, здесь символически выражен мотив двойственности в различных смыслах. Например, коломбина, которую можно считать обобщающим образом женственности, соседствует с петухом – древним мужским символом. Эта интерпретация представляет нам сюжет картины довольно игривым, возможно даже слегка откровенным, чему способствует также кокетливая поза и выражение лица девушки. Несомненно, такая трактовка вполне допустима, ведь работа носит праздничный маскарадный характер, однако она отнюдь не является единственной. Стоит обратить внимание на уже упомянутую двойственность цвета: яркий красный наряд коломбины и чёрный петух. В данном случае мы имеем все основания утверждать, что помимо женского и мужского начала на картине соседствуют начала солнечные и подземные, представляя тот самый вечный цикл возрождения жизни. И хотя, быть может, существует он не в реальности, а на сцене, в шутовском представлении, художником без сомнения поднимается одна из самых древних тем в истории искусства. На сегодняшней выставке присутствует ещё одна работа с подобным сюжетом – графика «Коломбина на петухе», также весьма яркая и весёлая, не смотря на серьёзность затрагиваемых тем.

Ещё одним символическим элементом в картине является маска. Символика маски также достаточно древняя и восходит ещё к древнейшим верованиям. Во многих, в том числе и бесписьменных культурах маски выражают присутствие сверхъестественных существ (духов, демонов, богов). Ношение маски — это способ идентификации с тем, что она воплощает: носитель маски, ощущает себя внутренне преображенным, приобретает на время качества представляемого маской существа. В первобытных культурах такое отождествление было полным - тот, кто носит маску, есть тот, чью маску он надевает. Также маски зачастую почитались как отдельные предметы культа, изображения богов или сверхъестественных сил.
В современной психологии символ маски – это прежде всего символ предпочитаемого типа личности. Очень часто его связывают именно с женским началом, так как лицо, преображённое макияжем, причёской и так далее можно считать аналогом маски. В таком случае первостепенным значением маски является создание впечатления красоты, женской привлекательности, элемента таинственности и заманчивости.

В картине «Коломбина и петух» интересно наличие двух масок. Одну, чёрную, носит коломбина, а вторая лежит рядом на полу. Несомненно, здесь вновь повторяется мотив двойственности, но кому принадлежит вторая маска? Возможно, другому герою картины – петуху? Ведь не зря мотив оборотничества в мифологии также тесно связан с петухом. Кроме того, изображения масок подчёркивает происходящую на картине игру, фарс. Возможно, герои просто участники театрального представления, и петух – тоже лишь маска одного из актёров. Как бы ни было на самом деле, ощущение нереальности происходящего не покидает зрителя. Именно на создание этого ощущения в первую очередь направлены элементы сюрреализма, которые использует художник.

искусствовед К.И. Подлипенцева