Рембрандт пишет "Возвращение блудного сына"

45х45 см
Нет
Холст, масло
2000
Картина в частной коллекции

Многие гости выставки "Под звездой" зачастую задерживались напротив картины «Рембрандт пишет "Возвращение блудного сына"». Попробуем предположить, что же так приковывает внимание зрителя? Здесь художник изображает пока ещё незавершённый момент написания знаменитого произведения Рембрандта, по-своему интерпретируя сам процесс творчества. В то же время работа Марии соединяет акт творения и готовый шедевр воедино. Наблюдатель, стоящий перед полотном, совершает некое путешествие; сначала попадая в мир, где процесс создания ещё не достиг конечной точки, а затем, возвращается в исходную реальность, в которой знаменитое полотно Рембрандта уже существует в оконченном виде.

Н.Нестеров. (Эскиз к I дипломной работе)


 

Рембрандт пишет картину «Возвращение блудного сына»

Как известно, художник создал это полотно за два года до смерти, больным, разорившимся стариком; судьба отняла у него любимую жену и единственного сына. Всё, что мастеру оставалось – размышлять, как и его душа найдёт покой в объятиях Бога, точно душа блудного сына в доме отца. В своей знаменитой картине Рембрандт, кажется, прощает собственного бога, столь многое у него отнявшего.

 В полотнах Рембрандта ведущую роль играет свет – горячий, мерцающий, борющийся с окружающей темнотой. У Марии Ивановой-Очерет свет тоже солирует, но имеет совершенно иной характер. Холодноватый, рассеянный луч падает из окна, как бы прокладывая путь всем остальным предметам, позволяя им появиться в материальном мире. Диагонально вослед лучу опускаются складки драпировки, склоняется картина и, слегка отстраняясь от неё, живописец. Этот свет не эмоционален, но точен и объективен, и, главное, своим спокойным и ровным тоном приводит в равновесие смятение самих красочных мазков (о чём, впрочем, речь ещё впереди). Свет – это ясность, рассеивающая темноту, подобно ясности разума, разгоняющей темноту невежества печали. О разуме косвенно говорят и неизменные атрибуты мастерской учёного: глобус и книга.

В целом картина Марии построена по той же компомпозиционной схеме, что и голландские жанровые сцены 17 века на сюжет «художник в мастерской» или «учёный в кабинете». К этой теме ван Рейн обращался в молодости, а его ученик Герард Доу (Геррит Дау) – на протяжении всей жизни. «Художник в мастерской» или «учёный в кабинете» - два сюжета, которые позволяют художнику поговорить со зрителем о природе творчества, о взаимоотношениях автора и его творений, о познании человека с миром и создании собственного мира. То есть, поговорить о том, что художника волнует до глубины души: для чего создаётся произведение.

И хотя композиция и характер сцены достаточно далеки от подражания Рембрандту, но широкие мазки, не оставляющие места скрупулёзной детализации, конечно, говорят о том, что Мария следует за голландским автором в плане живописных приёмов. В какой-то мере полотно автобиографично: Рембрандта Мария копировала в Академии художеств, считает его своим учителем и с позиции благодарного ученика размышляет о великом учителе.

А. Коншакова

Похожие картины

Похожие картины