Ужин с Моцартом

140х180 см
Нет
Холст, масло
2015
800 000 руб.


В центре полотна - стол, за которым, с одной стороны отчетливо узнаваемый зрителем В.А.Моцарт (портрет восемнадцатого века, растиражирован за счет конфетной обертки), по другую сторону - собеседник, изящно облаченная в мужской театральный костюм пажа семнадцатого века девушка.
Автор картины, за исключением нескольких деталей, фактически один в один написал свой портрет, выполненный ранее другим художником – Ивановым Алексеем Леонидовичем (крестным художницы). Автопортрет помещен около небольшого столика, с драпировкой красного цвета в виде занавеса или портьеры, служащей фоном в верхней части которого помещены две карнавальные маски, и характерное большое венецианское окно. Точнее его половина - другая срезана краем холста в оригинале портрета крестного. Все это автор картины поместил в ныне имеющийся интерьер палаццо, отделкой и воссозданием которого занимался известный дизайнер нашего времени (Акселя Вельвордта). Именно этот интерьер взят для объединения двух героев из разных эпох, сидящих за большим столом.
Лишний, пустующий стул у круглого стола - словно ожидание приглашенного гостя. При этом автор использует прием задействовать зрителя, приглашая в созданное пространство картины присоединиться к героям произведения.
Празднично сервирован стол с изящными бокалами. Соответствует приподнятому настроению и окружающая обстановка, много света, изящно играющих ярких цветовых пятен. Мерцание и преломление неярких отсветов хрустальной люстры, инкрустированного стекла, венецианских с полукруглым завершением больших окон, отражающихся в зеркале с ненавязчиво простой рамой, слегка сливающейся с интерьером. Именно в зеркальной поверхности можно видеть линию схода двух плоскостей (созданной и взятой из другой картины), недописанные детали хрусталя люстры и незначительное отличие между венецианскими окнами.
Решение верхней части полотна художником, преломление плоскостей, не совсем явный сюжет – все это заставляет задуматься о чем оно. На первый взгляд - словно простая беседа за ужином. Однако использованные художественные приемы, несколько источников и игра света, ритм цветовых пятен вторят, и еще сильнее подчеркивают не вполне естественность, не-реалистичность изображенного.
Общий цветовой строй, тональность (отражающие своеобразие отношения художника к своей работе), при выигрышном профессиональном освещении создает легкое впечатление чего - то «звенящего» от пространства его кусков.
Зритель не видит явной беседы: герои больше погружены в свой мир (и здесь ненавязчиво возникает ощущение, что взяты они из разных полотен). Их отчетливо объединяет созданное композиционное пространство картины.
Автопортрет становится частью жанровой картины, судя по названию полотна «Ужин». Сюжет из частной жизни, но зафиксированы, взяты моменты из разных эпох (преломление временных пространств), что придает картине черты символизма.

/Искусствовед Т. Селезнева/

Похожие картины

Похожие картины