Живопись чистого воздуха. Импрессионизм

Истоки импрессионизма

 

 

XIX век клонится к закату. Парижская Академия изящных искусств диктует зрителям и творцам свои представления о прекрасном. Художники пишут пейзажи в мастерской, стараясь, чтобы справа и слева деревья напоминали кулисы, ближний план выдерживался в коричневых, второй – в зелёных, дальний – в голубых тонах. Они рисуют чёрные тени, прилизанную итальянскую природу и абсолютно безвоздушное пространство. Иногда под сдержанным солнышком мелькнёт нимфа – обнажённая натура, выхолощенная до состояния мраморной статуи. Академики создают картины для Салона – ежегодной выставки-продажи, где бывает и сам король, а главное – сытые буржуа, сладострастные до живописных видов и трогательных нимф.

 

Камиль Коро. Лес Фонтенбло. 1846 г. Музей изящных искусств Бостона

 Камиль Коро, "Лес Фонтенбло"


 

В Париже многочисленные художественные ателье готовят живописцев всех мастей. В мастерской Глейра собирается по тридцать-сорок учеников, среди которых и седобородые старцы,  и легкомысленные мальчишки, любители острых шуток. Четверо из них: Фредерик Базиль, Клод Моне, Огюст Ренуар и Альфред Сислей, – вечно раздражают учителя Глейра своим нежеланием идеализировать натуру. По вечерам та же четвёрка отправляется в кафе Гербуа на улице Батиньоль и погружается в споры о современном искусстве с литераторами, фотографами, журналистами... "Не могло быть ничего более интересного, - вспоминал Клод Моне, - чем эти беседы и непрерывное столкновение мнений. Они обостряли наш ум, стимулировали наши бескорыстные и искренние стремления, давали нам запас энтузиазма, поддерживавший нас в течение многих недель, пока окончательно не оформлялась идея. Мы уходили после этих бесед в приподнятом состоянии духа, с окрепшей волей, с мыслями более чёткими и ясными".


Клод Моне

 

В 1863 году Клод Моне, воодушевлённый разговорами, бежит прочь из душной столицы – в деревеньку Шайи на окраине Фонтенбло. За собою он увлекает соучеников по мастерской Глейра: Ренуара и Базиля. Долгие прогулки по живописным лесам, работа в дружеской атмосфере дополняются встречами со старшим поколением художников-бунтарей, - так называемыми барбизонцами (от деревеньки Барбизон, где они обосновались). Среди старшего поколения авторов были знаменитые основоположники французского национального, реалистического пейзажа: Коро и Добиньи. Эти авторы не боялись изобразить разбитые колеи дорог, крестьянских коров и мелкий грибной дождик. Именно Камилю Коро принадлежит совет отправляться каждый год в одно и то же место, писать одно и то же дерево и выбирать те мотивы, которые соответствуют впечатлениям автора.

Слова Коро легли на почву, подготовленную первым учителем Клода Моне – Эженом Буденом. Этот скромный провинциальный живописец осмелился выставить напоказ новаторские виды побережья, написанные широкими быстрыми мазками, ясными красками, и, что самое важное, прямо на природе, без традиционного «заглаживания» в мастерской. Подобные картины в то время воспринимались как этюды (от франц. étudier – изучать), то есть подготовительный материал в работе: полноценную картину автор создавал в ателье, компонуя и перерабатывая сотни этюдов в стройную композицию, выверенную по геометрическим и сценическим правилам.  Буден же настаивал на силе и выразительности вещей, написанных «на месте», и необходимости «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное».  Заветы своего учителя Клод Моне будет помнить всю жизнь.

 

Эжен Буден.  1886, Музей Нортона Симона
Эжен Буден.  1886, Музей Нортона Симона

Пленэр

 

Живопись на «свежем воздухе», на пленэре (французское plein air - "чистый, открытый воздух"), не случайно играет столь важную роль в европейской культуре. Рисунок и живопись такого рода кажутся наиболее естественными, близкими к "натуре", правдивыми. Только на природе можно заметить, что вместо чёрных академических теней появляются синие, голубые и фиолетовые; появляются рефлексы – отсветы (синее небо и зелёная трава отражаются в человеческой коже, слегка окрашивая её). Моне и его единомышленники делают непосредственное отображение натуры своей главной задачей, своим манифестом. Защищавший их критик Дюре утверждал, что для создания картины настоящему художнику достаточно выйти на берег реки и поместить рамку на пейзаж. Конечно, здесь есть некоторое преувеличение: автор всегда ищет нужные композиционные и цветовые сочетания, и подлинная живопись всегда будет отличаться от фотографии. Главное, что подчёркивает в своей фразе Дюре - переживание подлинного контакта с природой.

Вслед за старшим современником барбизонской школы, художником Добиньи, молодой Клод Моне мастерит плавучую мастерскую: домик на лодке. В 60-е годы 19 века лучшие работы Моне создаются прямо посреди реки. Мастерская как бы выходит на природу, превращается в динамичное пространство, движение которого находится в зависимости от ветра, волн, плеска вёсел, от согласованных действий человека и природы. 

Непосредственность ощущения была важнее всего, именно поэтому Моне и его товарищи  отказываются от детальной проработки картин, которая разрушала бы цельность и яркость первого впечатления.  Новая манера письма –  широкими быстрыми мазками, - позволяет обобщить изображение. Для того, чтобы их прочитать и раскрыть всю полноту изображённого, требуется фантазия самого зрителя.

 

Уголок сада в Монжероне эрмитаж ок 1876 г
Уголок сада в Монжероне. Около 1876 г

 


 

Выставки, скандалы и признание

 

Зрители этого новшества не оценили. Картины Клода и его друзей практически не принимают в официальный Салон, а когда художники набираются смелости и в 1874 году открывают независимую выставку, разгорается полноценный скандал. «Первая выставка анонимного общества художников, скульпторов, граверов и пр.» в бывшей мастерской фотографа Надара стала поворотным моментом в истории европейского искусства. Именно там Клод Моне представил своё полотно «Восход солнца. Впечатление» («L’Impression. Soleil levant»).  Журналист и художественный критик Луи Леруа сравнивал живопись Моне с обоями, и сравнение было в пользу обоев. Именно Леруа, отталкиваясь от названия картины Моне, назвал художников его круга «импрессионистами» - «впечатленцами». Если бы он знал, что фактически подарил название одному из ведущих направлений живописи…  

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872 г. Музей Мармоттан-Моне

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872 г.

 

Бунтари выступили под этим названием на третьей совместной выставке, в 1877 году. Как ни странно, уже через пару лет началось постепенное признание. К концу 80-х годов многие мастера, включая авторов официального Салона, подражают импрессионистам и находят их невероятно стильными.


Метод импрессионистов

 

Мировоззрение и творческий метод импрессионистов находится в соответствии с научными открытиями своего времени. Так, было установлено, что пространство между предметами не бывает пустым и статичным, но, напротив, заполнено мельчайшими атомами, движениями волн света. Это и хотят передать художники: «Я желаю недостижимого. Другие художники пишут мост, дом, лодку, и на этом всё. Они закончили. Я же хочу написать воздух, окружающий мост, дом, лодку, красоту воздуха, в котором существуют эти объекты, а это невозможно…» – сокрушается Клод Моне. Вместо существующего, данного, завершённого, бытие оказывалось относительным, динамическим, постоянно изменчивым. И эту изменчивость требовалось показать в искусстве. Даже среди природы импрессионисты более всего любили подвижные объекты: облака, воды, луговое разнотравье и кроны деревьев. Менялись не только предметы, но состояние света, цвета, воздуха вокруг них. С помощью размашистых, разнонаправленных мазков с нечеткими очертаниями, сочетания разной фактуры краски мастерам удавалось создать впечатление движения и самой красочной структуры.

Цвет – тоже не единое, определённое и устойчивое явление, как на картинах 17-18 столетий. Согласно популярным во второй половине ХIХ века исследованиям Шеврейля и Роода, белый свет разлагается на спектр, где существуют три базовых цвета: красный, желтый и синий. Все остальные оттенки получаются лишь в результате смешения этих трёх в глазу зрителя. Таким образом, облик мира зависит от человека, чей глаз ловит световые лучи и смешивает их в цветовые пятна. Изображённый импрессионистами мир текучий, переливчатый, изменчивый. Картина мыслится как отражение краткого мгновения, остановленный миг в потоке бытия. Один из бесчисленных моментов реальности обретал ценность и значимость по воле художника, становясь достойным для увековечивания на холсте.  


 

Сюжет

 

Интересно, что в работах импрессионистов нет конфликта, а значит, сюжета, который можно рассказать или написать. Ведь любой объект, будь то цветок, человек или улица Парижа, становился лишь предлогом для изучения игры воздуха и света, лишь частью мировой изменчивости. Клод Моне отвечает воображаемому критику: «сюжет этой картины, дорогой мой друг, — это свет». Поэтому импрессионисты демонстративно избирают «случайное»: уголок сада, озеро, цветущий куст. Картины «Бал в Муллен де ла Галет» Ренуара, «Бульвар Капуцинок» Моне показывают как бы случайных персонажей, нечаянно попавших в поле зрения живописца. «Случайный» характер несет ассиметричная композиция, свободная раскадровка. И, тем не менее, все предметы взаимосвязаны друг с другом за счёт отблесков-рефлексов, которые отражают в каждой вещи окружающий ее мир. Небо окрашивает в синий цвет снега и деревья; зеленоватые отблески воды ложатся на лица и костюмы, солнечное золото просвечивает сквозь листву. Все элементы бытия отражаются и продолжаются друг в друге. Исчезают жёсткие контуры, которые бы замыкали предмет в себе и отделяли от прочих: очертания смываются, растворяются в атмосфере.

 

 Бал в Мулен де ла Галетт. Огюст Ренуар, 1876 г, Музей Орсе Бал в Мулен де ла Галетт. Огюст Ренуар, 1876 г

 

Наследие импрессионизма

 

Импрессионизм развивался в течение десятилетий, и существует до сих пор. Иным становилось отношение к пленэру, свету, наложению краски. Тем не менее, импрессионизм изменил критерии художественного для всей европейской живописи. И до сих пор такие художники, как Мария Иванова-Очерет, используют достижения Клода Моне и его друзей.

 

Мария Иванова-Очерет. Дуб. 2014 г
Мария Иванова-Очерет. Дуб. 2014 г
 

Мария пишет пейзажи всегда на пленэре, возвращаясь на одно и то же место, бывает, по нескольку лет подряд; использует быстрые разнонаправленные мазки и старается уловить соотношения и рефлексы. В её картинах всегда присутствует ощущение воздуха и света. Можно сделать вывод, что творческий метод импрессионистов и их идеи всё ещё имеют большой потенциал, возможно, до конца не раскрытый. 



Подготовила искусствовед А. Г. Коншакова.